Ваш ребенок вдруг стал приносить плохие оценки, все чаще с утра
жалуется на здоровье, не желая идти в школу, домашнее задание делает
из-под палки, готов заниматься чем угодно, только не уроками…
Ребенок не хочет учиться. Что делать? Задайте сначала себе вопрос: «Почему он не хочет учиться?». И только потом можно будет понять, что с этим делать.
Причины могут быть разными.
1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ.
Каждому человеку нужна ситуация успеха. Причины нежелания учиться могут быть, как раз, связаны с тем, что ребенок все реже и реже достигает хороших результатов. Ему просто трудно учиться.
Плохо, если возможности и способности вашего ребенка не позволяют ему выполнить учебные требования. Ребенок может стараться, тянуться, но наступает момент, когда он все равно видит, что не справляется. Он все чаще и чаще получает плохие оценки, все реже – похвалы от педагогов и родителей. Сколько ребенок будет заниматься тем, что не приносит ему успеха?...
«Что же делать?» - спросите вы. Что? Адекватно оценить способности и возможности ребенка и признать, что он не обязан выполнять все ожидания родителей.
Спокойнее относитесь к его низким оценкам, убеждая, что вы все равно его любите, вне зависимости от того, что стоит у него в дневнике. Успокаивайте тем, что терпение и усердие помогут ему достичь необходимых результатов, помогайте ему во всем. И очень хорошо, если за пределами школы учебные неудачи вашего ребенка компенсируются иными ситуациями успеха – увлечениями, которые приносят ему удовольствие, радость и уверенность в своих силах (спорт, танцы, забота о животных и прочее).
2. Ребенок плохо владеет навыками самостоятельной работы.
Вполне возможны ситуации, при которых ребенок не хочет учиться потому, что не знает как.
«Их же в школе учат», - фыркнете вы. Речь идет о том, что ребенок очень плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых. В классе учительница все объясняет, а ваш ребенок лишь следует указаниям. Но вот дома он остается наедине с заданиями и нередко ощущает растерянность. Конечно, он знает, что ему задали, но.. Он не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы, он больше привык делать приятное, и не до конца понимает, что в жизни нередко надо делать просто необходимые вещи. Дело, которое непонятно, как выполнять, нередко кажется неимоверно трудным, непонятным, интерес к таким делам снижается. Ваша задача – приучить его к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.
Здесь важен и ваш собственный пример. Объясняйте ребенку спокойно, что в жизни есть очень много важных дел, которые мы должны выполнять. Современное поколение нередко видит только внешнюю сторону – успех. Но единицы достигли его без усилий. Рассказывайте об этом, обсуждайте это. Настраивайте его на рабочий лад. Договаривайтесь о том, как он будет чередовать учебные дела и неучебные, домашние задания и перерывы для отдыха. Помогите ему приготовить все необходимое для выполнения задания, уберите отвлекающие моменты (игры, выключите музыку, компьютер), посидите какое-то время недалеко, если ему нужно ваше присутствие, попросите рассказать, что от него требуется (проговаривая вслух, ребенок лучше понимает, что будет делать и как, настраивается на выполнение).
3. Отсутствие интереса к определенным предметам.
Бывает, что нет интереса к предмету. Что могут сделать в такой ситуации родители? Это – действительно довольно сложная проблема. Может, педагог смог увлечь предметом всех, но не вашего ребенка. Бывает, что форма занятий неинтересна. Конечно, непрофессионалам чрезвычайно трудно определить эффективность методики преподавания, но кое-что и родители могут тут сделать. Постарайтесь своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который ему неинтересен. Сейчас очень много различных книг, которые в занимательной форме рассказывают то, чего нет в учебниках. Ему неинтересно природоведение? А вы давно были с ним в лесу или парке? Любовались ли цветами, слушали ли пение птиц? Постарайтесь, чтобы он увидел то, что находится за страницами учебника, то, что скрыто, возможно, за скупыми фразами текста. Поддерживайте всегда его любознательность, рассказываете разные интересные факты. Любознательность будит фантазию, расширяет кругозор, нередко заставляя по новому посмотреть на "ненавистные" школьные предметы.
4. Напряженные отношения с одноклассниками.
Нам, взрослым не всегда видны все подводные камни взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Нередко с нами не делятся переживаниями по поводу конфликтов в школе.
Психологические состояние ребенка, у которого сложились напряженные отношения с одноклассниками, очень сильно влияет на его учебную деятельность, на ее мотивацию. Школа в такой ситуации не кажется привлекательным местом, куда он стремится. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается. Учеба под прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют за неверный ответ, обзовут в случае успехов.
Попытайтесь все же понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками, помогите ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.
В этой статье были освещены лишь самые распространенные причины нежелания детей учиться. Думаю, мы смогли вас убедить, что многое – в наших руках.
Родители, разобравшись с причинами, зная особенности своего ребенка, всегда могут найти способ изменить ситуацию к лучшему.
по материалам статьи "Ребенок не хочет учиться: почему?"
Ребенок не хочет учиться. Что делать? Задайте сначала себе вопрос: «Почему он не хочет учиться?». И только потом можно будет понять, что с этим делать.
Причины могут быть разными.
1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ.
Каждому человеку нужна ситуация успеха. Причины нежелания учиться могут быть, как раз, связаны с тем, что ребенок все реже и реже достигает хороших результатов. Ему просто трудно учиться.
Плохо, если возможности и способности вашего ребенка не позволяют ему выполнить учебные требования. Ребенок может стараться, тянуться, но наступает момент, когда он все равно видит, что не справляется. Он все чаще и чаще получает плохие оценки, все реже – похвалы от педагогов и родителей. Сколько ребенок будет заниматься тем, что не приносит ему успеха?...
«Что же делать?» - спросите вы. Что? Адекватно оценить способности и возможности ребенка и признать, что он не обязан выполнять все ожидания родителей.
Спокойнее относитесь к его низким оценкам, убеждая, что вы все равно его любите, вне зависимости от того, что стоит у него в дневнике. Успокаивайте тем, что терпение и усердие помогут ему достичь необходимых результатов, помогайте ему во всем. И очень хорошо, если за пределами школы учебные неудачи вашего ребенка компенсируются иными ситуациями успеха – увлечениями, которые приносят ему удовольствие, радость и уверенность в своих силах (спорт, танцы, забота о животных и прочее).
2. Ребенок плохо владеет навыками самостоятельной работы.
Вполне возможны ситуации, при которых ребенок не хочет учиться потому, что не знает как.
«Их же в школе учат», - фыркнете вы. Речь идет о том, что ребенок очень плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых. В классе учительница все объясняет, а ваш ребенок лишь следует указаниям. Но вот дома он остается наедине с заданиями и нередко ощущает растерянность. Конечно, он знает, что ему задали, но.. Он не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы, он больше привык делать приятное, и не до конца понимает, что в жизни нередко надо делать просто необходимые вещи. Дело, которое непонятно, как выполнять, нередко кажется неимоверно трудным, непонятным, интерес к таким делам снижается. Ваша задача – приучить его к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.
Здесь важен и ваш собственный пример. Объясняйте ребенку спокойно, что в жизни есть очень много важных дел, которые мы должны выполнять. Современное поколение нередко видит только внешнюю сторону – успех. Но единицы достигли его без усилий. Рассказывайте об этом, обсуждайте это. Настраивайте его на рабочий лад. Договаривайтесь о том, как он будет чередовать учебные дела и неучебные, домашние задания и перерывы для отдыха. Помогите ему приготовить все необходимое для выполнения задания, уберите отвлекающие моменты (игры, выключите музыку, компьютер), посидите какое-то время недалеко, если ему нужно ваше присутствие, попросите рассказать, что от него требуется (проговаривая вслух, ребенок лучше понимает, что будет делать и как, настраивается на выполнение).
3. Отсутствие интереса к определенным предметам.
Бывает, что нет интереса к предмету. Что могут сделать в такой ситуации родители? Это – действительно довольно сложная проблема. Может, педагог смог увлечь предметом всех, но не вашего ребенка. Бывает, что форма занятий неинтересна. Конечно, непрофессионалам чрезвычайно трудно определить эффективность методики преподавания, но кое-что и родители могут тут сделать. Постарайтесь своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который ему неинтересен. Сейчас очень много различных книг, которые в занимательной форме рассказывают то, чего нет в учебниках. Ему неинтересно природоведение? А вы давно были с ним в лесу или парке? Любовались ли цветами, слушали ли пение птиц? Постарайтесь, чтобы он увидел то, что находится за страницами учебника, то, что скрыто, возможно, за скупыми фразами текста. Поддерживайте всегда его любознательность, рассказываете разные интересные факты. Любознательность будит фантазию, расширяет кругозор, нередко заставляя по новому посмотреть на "ненавистные" школьные предметы.
4. Напряженные отношения с одноклассниками.
Нам, взрослым не всегда видны все подводные камни взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Нередко с нами не делятся переживаниями по поводу конфликтов в школе.
Психологические состояние ребенка, у которого сложились напряженные отношения с одноклассниками, очень сильно влияет на его учебную деятельность, на ее мотивацию. Школа в такой ситуации не кажется привлекательным местом, куда он стремится. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается. Учеба под прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют за неверный ответ, обзовут в случае успехов.
Попытайтесь все же понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками, помогите ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.
В этой статье были освещены лишь самые распространенные причины нежелания детей учиться. Думаю, мы смогли вас убедить, что многое – в наших руках.
Родители, разобравшись с причинами, зная особенности своего ребенка, всегда могут найти способ изменить ситуацию к лучшему.
по материалам статьи "Ребенок не хочет учиться: почему?"