Обо мне

Моя фотография
Закончила педагогическое училище в 1986 году, педагогический университет им. Герцена г. Санкт - Петербург в 1994 году. С 1986 года работаю в школе учителем начальных классов.

пятница, 10 апреля 2015 г.

Почему ребёнку трудно учиться?

Психофизиологические основы письменной речи
В современном обществе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. 
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры (фонетический разбор) слова. Чтобы правильно написать, нужно определить последовательность и место каждого звука в слове. Большую роль играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Следующая операция - соотнесение фонемы (звука) с определенным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Анализ и сравнение букв являются для первоклассников не простой задачей.
Затем следует моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный.
Несформированность какой-либо из вышеназванных функций может вызвать частичное специфическое нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
 Речеслуховой анализатор - помогает произвести отбор нужного звука.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя и т.п.; музыкальным, и речевым (фонематическим) для понимания сказанного, распознаванию звуков речи, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка - точка, угол - уголь и т.п.
Если функции речеслухового анализатора нарушены, это может привести к ошибкам следующего содержания:
             Замена звонких и глухих согласных;
             Замена твердых и мягких согласных;
             Пропуски гласных и согласных букв;
             Пропуски слогов;
             Перестановки букв и слогов;
             Недописывание слова;
             Несоблюдение границ предложений.
Речедвигательный анализатор - помогает осуществить проговаривание.
Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и.после того, как нарушения в устной речи устранены. Причина - при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Двигательный анализатор - с его помощью осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки. При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
            Дрожание линии;
             Колебание наклона и высоты букв;
             Быстрое наступление мышечного утомления;
             Небрежное выполнение письменных работ.
Зрительный анализатор - участвует в подборе соответствующих графем (букв). Недоразвитие данного анализатора приводит к оптической дисграфии, проявляющейся следующими видами ошибок:
              Смешение букв по оптическому сходству;
              Зеркальное написание букв;
              Трудность удержания строки, наклона.
Нарушения письменной речи могут вызываться причинами органического и функционального характера.
Дисграфия - нарушение письма - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
        Пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс).
       Перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила).
       Недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли).
       Наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква).
       Искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).
       Слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).
       Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром».
       Замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки); «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги).
        Нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли),
«кон» (конь).
       Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
       Аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы», «Дети сидели на большими стулья», «Пять жёлтеньки спилёначки» (пять жёлтеньких цыплят).
       Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».