Уважаемые папы и мамы!
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий
в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться
грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной,
индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную
роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа
ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает
навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Одной из главных является функция
выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго
болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это
стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно
больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль
играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания - развитие
самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое
учебное задание.
Домашнее задание должно учить
ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без
наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт
между истиной и фактом. Самое элементарное в домашнем задании - это
буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение
домашнего задания:
- воспитание
волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение
навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из
различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление,
сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
На заметку родителям
· Не превращайте выполнение ребенком
домашних заданий в орудие пыток;
· Формируйте положительную мотивацию
выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
· Поощряйте своего ребенка за хорошо
выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам,
связанным с положительной отметкой;
· Помогайте ребенку в выполнении домашнего
задания только в том случае, если он в этом нуждается;
· Не пытайтесь выполнять задание за своего
ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его
вы;· Формируйте у ребенка культуру
умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно
использовать для качественного выполнения домашних заданий;
· Используйте возможность дополнительных и
стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
· Консультируйтесь с
учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с
подготовкой домашних заданий.
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и
уважение к личности своего ребенка.
· Не сравнивайте его умения с умениями
других детей.
· Не кричите, лучше определите причину
отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
· Создайте условия для успешного
выполнения ребенком домашнего задания.
· Не пытайтесь выполнять за своего сына
или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
· Поощряйте упорство и проявление
характера в достижении цели.
· Требуйте от своего ребенка внимательного
прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
· Учите его детальному изучению содержания
материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
· Развивайте его внимание и внимательность
при выполнении домашних заданий.
· Хвалите ребенка за своевременно и
качественно выполненное домашнее задание.
· Демонстрируйте его достижения перед
другими членами семьи, братьями и сестрами.
· Для того, чтобы
облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему
энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники
на информационных носителях.
· Формируйте привычку доводить начатое
дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
· Если вы считаете, что ваш ребенок
испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за
разъяснением и помощью к учителю.