Все
родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако, для чего нужно
развивать мелкую моторику, когда и как это делать, знают не все. Все
дело в том, что в пальцах рук
огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда ребёнок работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь и мышление.
Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта.
огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда ребёнок работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь и мышление.
Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта.
Ученые доказали,
что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния
импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека,
расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук.
Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если
движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической
активности, происходит отставание в речевой деятельности. Последующее
формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка.
Известный педагог
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
Во время работы с
глиной и пластилином у ребенка
развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится
координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.
При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент
задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но
лепка из глины и пластилина дает тот же
эффект, что и массаж рук.
Работая с глиной с пластилином, каждый ребенок
развивает мелкую моторику, расслабляется, у него проходят разные страхи и
напряжение. Во время
занятия дети начинают видеть предмет в объеме, знакомятся со счетом, учатся
сравнивать, изучать форму и цвет, а позднее и составлять новые цвета. Помимо
всего, лепка помогает в развитии уверенности в своих силах у ребенка, формирует
чувство гордости, развивает трудолюбие, самостоятельность, эмоциональную
отзывчивость и умение радоваться чужим успехам.
Лепка из пластилина
и глины дает и тут большой простор ребенку спокойно позаниматься, на первый
взгляд, совершенно неконструктивными вещами. Например, отщипывать от большого
куска пластилина кусочки и складывать на стол, расплющивать куски пластилина в
лепешки, резать ножичком «колбаску» на мелкие куски, выковыривать в куске
пластилина дырки и засовывать в них мелкие кусочки, размазывать по картону -
всё это исследование физического мира, которое так необходимо нашим детям!