Обо мне

Моя фотография
Закончила педагогическое училище в 1986 году, педагогический университет им. Герцена г. Санкт - Петербург в 1994 году. С 1986 года работаю в школе учителем начальных классов.

вторник, 28 октября 2014 г.

Лепка



Все родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако, для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это делать, знают не все. Все дело в том, что в пальцах рук
огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда ребёнок работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь и мышление. 
Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта.

Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Во время работы с глиной  и пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины и пластилина  дает тот же эффект, что и массаж рук.

Работая с глиной с пластилином, каждый ребенок развивает мелкую моторику, расслабляется, у него проходят разные страхи и напряжение. Во время занятия дети начинают видеть предмет в объеме, знакомятся со счетом, учатся сравнивать, изучать форму и цвет, а позднее и составлять новые цвета. Помимо всего, лепка помогает в развитии уверенности в своих силах у ребенка, формирует чувство гордости, развивает трудолюбие, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость и умение радоваться чужим успехам.

Лепка из пластилина и глины дает и тут большой простор ребенку спокойно позаниматься, на первый взгляд, совершенно неконструктивными вещами. Например, отщипывать от большого куска пластилина кусочки и складывать на стол, расплющивать куски пластилина в лепешки, резать ножичком «колбаску» на мелкие куски, выковыривать в куске пластилина дырки и засовывать в них мелкие кусочки, размазывать по картону - всё это исследование физического мира, которое так необходимо нашим детям!