ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ
Во второй класс
дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому
обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками
закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в
школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является важным в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Чтобы облегчить для ребенка этот период, надо стараться чаще заводить разговоры о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо. Подойдут и литературные герои и общие знакомые. Также вы можете значительно снизить напряженность, рассказав истории из собственной биографии. Поделиться своим опытом. Может быть, рассказать о первой своей тройке, о том, что вы чувствовали, как были расстроены, и как вышли из этого неприятного положения. Лучше, если ребенок будет считать родителей не непогрешимым ангелом-отличником, на чьем фоне он выглядит более чем бледно, а вполне «земным» персонажем. Которому можно довериться и получить совет. А не только испытывать боязнь не соответствовать ожиданиям.
источники: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200803
http://letidor.ru/article/fenomen_vtoroklassnika_chto_nu_73837/
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является важным в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Чтобы облегчить для ребенка этот период, надо стараться чаще заводить разговоры о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо. Подойдут и литературные герои и общие знакомые. Также вы можете значительно снизить напряженность, рассказав истории из собственной биографии. Поделиться своим опытом. Может быть, рассказать о первой своей тройке, о том, что вы чувствовали, как были расстроены, и как вышли из этого неприятного положения. Лучше, если ребенок будет считать родителей не непогрешимым ангелом-отличником, на чьем фоне он выглядит более чем бледно, а вполне «земным» персонажем. Которому можно довериться и получить совет. А не только испытывать боязнь не соответствовать ожиданиям.
источники: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200803
http://letidor.ru/article/fenomen_vtoroklassnika_chto_nu_73837/