Режим дня существует для того, чтобы помочь ребёнку успевать сделать, как можно больше дел в течение суток, быть успешным во всем. Правильно организованная жизнь школьника позволяет ему достигать больших результатов в обучении, поскольку силы рационально распределены.
Организованный ребенок умеет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Не так сложно сформировать у ребенка чувство времени. Для этого нужно приучить его к режиму. И здесь мы сталкиваемся с колоссальной сложностью, которая заключается отнюдь не в особенностях ребенка младшего школьного возраста, а в отсутствии готовности взрослых организовать режим ребенка.
Требования к режиму просты.
Это чередование видов деятельности, обязательная прогулка.
Желательно приём пищи в одно и то же время. Главное — для младшего школьного возраста это - сон в 21 час, а не тогда, когда закончатся все телевизионные программы, родители вернутся или гости уйдут, а в строго отведенное время. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки, поэтому сон с 21.00 до 7.00 отвечает требованиям. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров и организован. Врачи установили своеобразные пики работоспособности школьников младшего возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии — с 8 до 11 часов утра. Следует заметить, что уроки в школе в первый подъем ставятся самые сложные — математика и русский язык. Потом идет снижение работоспособности, и второй подъем определяется с 16 до 18 часов. В этот период лучше выполнять домашние задания. Если говорить о днях недели, то самые продуктивные — вторник и среда. Низкая активность — в субботу.
Начало организации жизни ребенка начинается с утреннего подъема. Необходимо, чтобы он проходил в одно и тоже время и без лишней нервозности. Лучше будить ребенка под приятную музыку, сделать с ним зарядку. Такие действия помогают ему окончательно проснуться. Конечно, хорошее настроение у школьника будет, если он выспался. А высыпается ребенок лишь тогда, когда накануне лег в 21 час в спокойной атмосфере, не нарушенной чрезмерной активностью или неприятностями. Время подъема рассчитывается индивидуально. Абсолютно непозволительно рассчитывать время под себя.
Родители должны знать, сколько ребёнку нужно времени на одевание, умывание, зарядку и завтрак. Естественно, что ранец собран вечером и его наполнение не входит в утренние мероприятия. Особого разговора требует завтрак школьника. Он должен быть полезным, а не только вкусным с точки зрения ребенка. Далее ребенок спокойно одевается сам, а не свита из бабушек, дедушек и других родственников завязывает, застегивает, одевает, поправляет. Ребенок готов идти в школу. В школе его жизнь проходит организованно, поскольку выполнение режима предусмотрено нормативами школьной жизни.
После школы ребенок возвращается домой. Днем важны две вещи — это горячий обед и прогулка и лишь потом — уроки. Опять же обед должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок. Ни в коем случае бутерброды, лакомые кусочки, пирожочки и тому подобное. Это очень вредно для организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка. А они ему нужны, поскольку с 16 до 18 часов — второй подъем работоспособности, во время которого надо сделать качественно домашнее задание.
Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщаться со всеми членами семьи. Поэтому нужно поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить день. Желательно вместе собрать ранец, проверить уроки. Все это — необходимый набор действий, полезный для ребенка во всех смыслах. В 21.00 в постель. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями. Думается, что тем для разговора много, на что-то всегда не хватает времени. Главное условие — темы для разговора должны быть спокойными.
Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует здоровому образу жизни. Невыспавшийся, сонный, задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственны в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.
Но, конечно, возможны отклонения от него, ибо в жизни существует много непредсказуемого.