Первый год
обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период
школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем
развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Поступление в
школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения
кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам
беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной
множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый
день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим
дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять
требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной
программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов
в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Многочисленные
«можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной
обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой
школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную
деятельность.В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил." Хотя многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и прочее.